83 ТЕАТР МОЕГО РАЙОНА мой логотип

гостевая официальный сайт театра "Сатирикон": www.satirikon.ru

     
 
КОРОЛЬ ЛИР

Режиссер:   Ю.Бутусов
Художник:   А.Шишкин
Балетмейстер:   Н. Реутов

Действующие лица и исполнители:

Король Лир   Константин Райкин
Гонерилья   Марина Дровосекова
Регана   Агриппина Стеклова
Корделия   Наталия Вдовина
Глостер   Денис Суханов
Эдмонд   Максим Аверин
Эдгар, король Французский   Артем Осипов
Шут   Елена Березнова
Кент   Тимофей Трибунцев
Герцог Корнуэльский   Константин Треьяков
Герцог Альбанский   Владимир Большов
Герцог Бургундский, Освольд   Яков Ломкин

 
 

Среди московских театров «Сатирикон» можно считать одним из главных поставщиком трагедий Шекспира. И только Райкин как режиссер когда ставил «Ромео и Джульетту» - держался «исторических» интерьеров. Бутусов и его художник Александр Шишкин начинают с огромного стола: на строительных козлах - длинные, строительные доски, на них - листы фанеры. По периметру этого импровизированного стола дочери Лира, их мужья и женихи. Сам Лир (Константин Райкин) на столе. То ли приготовленный к посмертному омовению, то ли - как праздничное блюдо, которое вот-вот примутся разделывать. Сам говорит: хочет «доплестись до гроба налегке», при этом просьба к дочерям рассказать ему о своей к нему любви выглядит злою шуткой, безумной прихотью.
Пожалуй, это и следует счесть главным театральным открытием Бутусова: Лир в его спектакле по-настоящему безумен в начале: сохранить корону и королевский титул, раздав королевство наследницам, вернее, их мужьям, короче, третьим лицам это ли не безумие, с какой стороны не взглянуть. Хоть с точки зрения истории, приложив все это к средневековым законам Европы, хоть с нынешней, пытаясь вообразить, как это может выйти в 2008 году, когда президент наш планирует мирную передачу президентской власти гипотетическому преемнику. Со всеми вытекающими последствиями.
Прямых политических параллелей в спектакле нет, однако и в глубь истории герои не забираются: костюмы не имеют отношения к какой бы то ни было конкретной эпохе, но в целом «плавают» в пределах среднестатистического ХХ века. Остатки шинелей, неопределенной военной формы, на голове Лира вместо короны обтягивающая черная шапочка, одни в таких ходят молиться в мечеть, другие надевают под широкополые хасидские шляпы.
безумие Лира, когда он уходит прочь от злых дочерей, в жестокую бурю, совсем не похоже на болезнь. Все, что ни говорит он, произносится Райкиным совершенно осмысленно, глаза его ясны. Оставшись один, в сопровождении шута (Елена Березнова) и Кента (Тимофей Трибунцев), в одних «длиннополых» трусах, - он пугающе-нормален среди безумия непогоды и распада семьи. К слову, так уж положено Шекспиром (и тут Бутусов следует автору), распад семьи в данном случае совершенно очевидно ведет и к распаду страны, междоусобным войнам и даже внешней интервенции (постольку поскольку Корделия приводит с собою французские войска). Но такова трагедия: до страны и народа нет дела никому. Бог с ними.

 
pic
pic
pic

актеры
домой
репертуар

Сайт управляется системой uCoz